Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Мы в cro_odarenost_kk
 
Главная > Новости > ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛЕТО. Рубрика "Психология"
 
24.06.2020

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЛЕТО. Рубрика "Психология"

 ВОСПРИЯТИЕ. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ.

 

Любая наша деятельность разворачивается во времени, обладает определенными характеристиками, требует оценки доступного временного ресурса. Порой успеть вовремя оказывается не менее важно, чем сделать правильно.

Восприятие времени – это субъективное отражение событий, происходящих в нашей жизни, то есть длительность, скорость и последовательность реальных явлений.

В основе восприятия времени лежит системная деятельность различных отделов и структур головного мозга, которое возникает в результате процессов обратной связи, которую психика получает из внутренней и внешней среды.

 В нашем организме (да и в организме любого живого существа) достаточно много ритмичных процессов (ритм сердца, дыхание, циклы обмена веществ и пр.), которые позволяют психике, базируясь на их восприятии, обрабатывать эти сигналы бессознательно, а также переводить по мере необходимости, в сознательный план, примерно ориентируясь во времени.

Конечно, такое восприятие времени не является абсолютно точным, кроме того, ориентировано лишь на каждый конкретного человека («внутренние часы»). Но, стоит принять во внимание, что существуют и внешние маркеры, по которым также определяется время - настраиваются «внутренние часы». К примеру, к внешним маркерам относятся погодные условия.

Если говорить о  восприятии времени, то мы также можем выделить овладение социальными нормативами времени (усвоение длительности временных интервалов «секунда-минута-час-сутки» и так далее), и соотнесение их со своим биологическим временем, так происходит «социальная синхронизация» внутренних часов.

Получается, что мы существуем в двух планах временах - в личном индивидуальном времени, и в социальном, одновременно.

Механизмы восприятия времени развиваются, безусловно, с самого раннего возраста, но овладение социальным временем (умение определить общепринятые временные единицы, или ответить, сколько времени на часах) — это уже умение интеллектуальное, так же как чтение или письмо.

Предлагаю вам провести маленькое исследование и узнать, как вы воспринимаете время.

Для начала вам потребуется секундомер и друг, который поможет провести эксперимент. Определяетесь, кто из вас выступит в роли исследователя, а кто побудет участником. Итак, исследователь засекает время по секундомеру и фиксирует результат.

Участник должен определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. По окончанию времени участник поднимает руку. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера и фиксирует у себя, отмечая напротив реального времени, время, которое указал участник.

Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с. и др.

После того, как вы завершите эксперимент, пора приступать к обработке результатов.

Точность оценки времени определяется для каждого временного промежутка отдельно по формуле:

Формула  

Кт – коэффициент точности оценки времени;

А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки участника заданного отрезка времени (например, 15 сек);

С – временной интервал, предложенный для оценки (например, 30 сек).

Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита или отсчитать 60 сек. так, чтобы уложиться в 1 мин. Звучит не очень сложно, правда?

 

P.S. Немного о тайм - менеджменте               

Безусловно, время является мощным ресурсом для повышения качества жизни человека, эффективности его деятельности и удовлетворенности жизнью в целом. Всегда нужно понимать, что время - такое же измерение, как пространство, оно абсолютно реально. Изменить его вряд ли получится (оно течет для всех объективно, поэтому словосочетание «управление временем» - несколько абсурдно), но вместе с тем, оно дает ресурс для изменений.

Приведем несколько приемов и рекомендаций, которые с психологической точки зрения, достаточно обоснованы и будут полезны в жизни любого человека. 

Сохранение и распределение энергии. С помощь тайм-менеджмента человек может поднять свою эффективность и выполнять рабочие задачи в жестком режиме. Однако, существуют определенные ресурсы нервной системы (истощаемость), у каждого есть свой индивидуальный предел возможностей, и то, что подходит одному, может вовсе не подойти другому по напряженности. Знайте свои силы, рассчитывайте их. Более полезными для здоровья представляются регулярные усилия, нежели работа в форс-мажорном режиме (это касается, например, подготовки к экзаменам). 

Режим сна и бодрствования. Организму необходимо для восстановления определенное количество сна. Оно опять же, индивидуально, в среднем минимум сна для успешного восстановления - 8 часов. Наиболее здоровым считается сон до полуночи. Несмотря на то, что у каждого есть биоритм сна (совы-жаворонки), это не оправдание, чтобы проводить в кровати светлое время суток (вставать лучше не позже 8 утра, это вполне приемлемо и для «сов»). Зная свой биоритм, можно лучше распланировать работу - дела, требующие выносливости и концентрации планируйте на то время, когда они лучше всего получаются (изучите это опытным путем).

Режим работы и отдыха. Очень важно понимать, чем вы сейчас заняты. Это не шутка. Очень часто причиной «простой» прокрастинации (не говорим о серьезной депрессии), является просто то, что человек не умеет отличать работу от отдыха. Выполнение домашней работы превращается в написание нескольких предложений, чередующееся с общением в социальной сети. В результате теряем и удовольствие от переписки, и не эффективно выполняем работу. Лучше собраться и выполнить работу, отключив все возможные «отвлекали», выполнить работу и уже потом позволить себе отдохнуть, погулять на воздухе с друзьями или посидеть за перепиской, скажем, в парке. Разграничение работы и отдыха - важно для структуризации времени.

 

 
     
2011-2020 г. Все права защищены.
Контакты
 
350000 г. Краснодар, ул. Захарова, 11
+7 (861) 201-51-93 Email:cro.krd@mail.ru

Обращения граждан по вопросам коррупции в образовательном учреждении
Все персональные данные обучающихся публикуются с согласия родителей (законных представителей).
Все персональные данные педагогов, наставников обучающихся публикуются с их согласия.
     
Яндекс.Метрика